Программа прямых эфиров и кинопоказов
май-сентябрь 2022
Программа «Профессия – реставратор» знакомит с деятельностью тринадцати реставрационных мастерских, работающих сегодня в Русском музее, а также об истории реставрации отдельных предметов музейной коллекции. 
История возникновения и развития службы реставрации, встречи со специалистами, рассказы о традициях и последних тенденциях в области сохранения произведений искусства и о подготовке музейных предметов к выставкам, знакомство с новыми материалами, видами исследований и реставрационными технологиями, фильмы о восстановлении известных экспонатов из собрания Русского музея – все это ждет зрителей прямых эфиров. В программу вошел и мультимедийный фильм о реставрации Летнего дворца Петра I - одного из самых ранних архитектурных памятников Санкт-Петербурга. В конце программы зрители узнают о возможностях нового виртуального тура по открывающейся в апреле 2022 года выставке «Сохраняя историю», на которой будут представлены 330 экспонатов из коллекции Русского музея, наиболее интересных с реставрационной точки зрения.

Трансляция эфиров специальной программы Русского музея «Профессия - реставратор» осуществлялась при поддержке социальных сетей Вконтакте и Одноклассники.

После прямых эфиров, все фильмы попали в Медиатеку Русского музея и доступны для просмотра в виртуальных филиалах. Увидеть фильмы на большом экране можно в учреждения культуры, которые стали партнерами Русского музея по проведению кинопоказов у себя в городе!
Программа показов
Лектор: Евгений Сергеевич Солдатенков
Начальник Службы реставрации музейных ценностей,
заслуженный работник культуры РФ
Фильмы из цикла «История одного шедевра» расскажут об исследовании и реставрации двух произведений из собрания Русского музея.

Фильм «Восхождение на Амвон» познакомит зрителей с процессом комплексной реставрации уникального деревянного Амвона из новгородского Софийского собора.

Фильм «Неизвестный главный герой» посвящен сенсационному открытию – установлению авторства одного из важнейших экспонатов Русского музея – картины Ивана Никитина «Портрет молодого человека в зеленом кафтане».
История создания картины Михаила Васильевича Нестерова «Святая Русь» непроста: художник возвращался к ее написанию на протяжении шести лет, неоднократно менял композицию, цветовое решение, переписывал целые фрагменты. Художественные поиски автора повлияли на состояние сохранности произведения. Фильм рассказывает о длительном процессе реставрации картины - от экспертизы, выявившей давние технические проблемы этого полотна до финального нанесения защитного слоя реставрационного лака.
Мастерская реставрации станковой масляной живописи берет свое начало с создания в 1922 году Реставрационной мастерской при Художественном отделе Русского музея. Реставраторы опираются в своей работе на богатый практический опыт нескольких поколений предшественников и на традиции, которые формировались в течение десятилетий. Зрителей ждет рассказ об истории мастерской и проходящих в ней реставрационных процессах, а также - знакомство с новейшими методиками, технологиями и оборудованием, которое используют реставраторы.
Фильм в двух частях посвящен главному придворному художнику елизаветинского времени Г. Х. Грооту, который сыграл значительную роль в становлении русской национальной художественной школы.
В Русском музее хранится более двух тысяч экспонатов художественной мебели начала XVIII - XX веков. Владение практическими навыками и высокий профессионализм помогли музейным специалистам на протяжении ряда лет выработать основные принципы реставрации мебели. Репортаж из мастерской раскрывает некоторые профессиональные секреты на примере сложнейшей реставрации уникального бюро XVIII века.
Мастерская реставрации станковой древнерусской живописи – одна из старейших в Русском музее. Здесь работали крупнейшие отечественные мастера реставрации, с деятельностью мастерской были связаны выдающиеся представители отечественной культуры. Современный подход к сохранению и реставрации памятников древнерусского искусства был заложен благодаря многолетней совместной работе хранителей, историков искусства и реставраторов. Зрители узнают об истории мастерской, традициях, современных принципах и технологиях реставрации станковой древнерусской живописи в Русском музее.
Скульптура из камня и гипса подвержена действию многих разрушительных факторов: механические воздействия, загрязнения, химическая эрозия. Такие экспонаты нуждаются в особых условиях хранения и в постоянном наблюдении со стороны реставраторов, которые применяют в работе как традиционные, так и новейшие методы, разработанные отечественными и зарубежными специалистами. Понаблюдать за реставрационными процессами, проходящими в мастерской и узнать о специфике реставрации каменной и гипсовой скульптуры можно, посмотрев репортаж.
Произведения из хрупких материалов особенно часто нуждаются в консервации и реставрации. Трещины, коррозия, различного рода загрязнения, разломы, утраченные фрагменты - вот далеко не полный перечень наиболее характерных проблем, требующих вмешательства реставраторов. Сегодня в Русском музее существует отдельная мастерская, где высококвалифицированные специалисты реставрируют произведения из керамики и стекла. Истории мастерской, принципам реставрации изделий из стекла и керамики и рассказу о работе с отдельными произведениями из коллекции Русского музея будет посвящен репортаж.
В фондах Русского музея хранится более 6000 памятников, имеющих резную деревянную основу. В музее существует специальный отдел, который занимается реставрацией резных икон и деревянной скульптуры. Сотрудниками отдела был выполнен целый ряд уникальных по своей сложности реставраций. Зрителей ждет рассказ о масштабном комплексном восстановлении деревянного Амвона из новгородского Софийского собора, о реставрации по аналогии, которая применялась при работе со скульптурой Петра Клодта фон Юргенсбурга «Ездовой лейб-гвардии конной артиллерии», а также познакомит с научными исследованиями, которые проводились в процессе реставрационной деятельности.
Зрители познакомятся с историей мастерской реставрации тканей Русского музея и узнают интересные подробности реставрации разнообразных по назначению произведений из собрания Русского музея: образцов церковного шитья, кафтана Петра I, куклы и бисерной сумки XIX века.
Дополнит рассказ о мастерской фильм «Шитый иконостас царя Федора Иоанновича и царицы Ирины Федоровны», посвященный уникальному памятнику древнерусского искусства, созданному в XVI веке.
Программа «Профессия – реставратор» расскажет об истории мастерской и о масштабных реставрационных проектах последнего времени – восстановлении крышки раки Александра Свирского, созданной мастерами-чеканщиками Серебряной палаты Московского Кремля в 1644 году, реставрации гальванических копий медалей, изготовленных по проекту Бартоломео Растрелли и восточной сабли, по легенде принадлежавшей самому Петру I.
Премьера короткометражных фильмов для детей «Космическое путешествие в реставрацию». Фильмы сняты проектом «ПАО» Газпром «Друзья Петербурга» при участии Русского музея, КГИОП и Росрегионреставрации
Создатели фильмов приглашают ребят отправиться в воображаемый вояж по пяти космическим станциям планеты «Реставрация», каждая из которых таит в себе множество удивительных открытий. Как современные технологии позволяют реставраторам «обмануть» время? Можем ли мы сегодня заглянуть в далекое прошлое и как помогают нам в этом компьютерные технологии и специальная оптика? Почему Санкт-Петербург называют «музеем под открытым небом»? Зачем нужно сохранять и восстанавливать старинные здания? Какие правила соблюдают реставраторы в своей работе и может ли осколок фарфора рассказать собственную увлекательную историю? Как склеивают старинные вазы и как восстанавливается знаменитая Янтарная комната в Царском селе? Об этом и многом другом узнают маленькие путешественники.
Зрители трансляции узнали о грандиозной работе по восстановлению рамы к картине Карла Брюллова «Смерть Инессы де Кастро», увидели процесс нанесения позолоты, услышали рассказ об истории мастерской и о ее сотрудниках, оказавших значительное влияние на разработку методов реставрации.
В фильме рассказано об истории мастерской, о важной роли возглавившей ее в 1970 – 1981 годах Инны Анатольевны Быховской, которая подготовила плеяду нынешних реставраторов графики. Зрители также смогли увидеть произведения, которые реставрируются специалистами мастерской в настоящее время и узнают о важном направлении работы – подготовке произведений к выставкам на примере работы В. Н. Чекрыгина к выставке «Космизм в русском искусстве».
Лектор: Надежда Алексеевна Александрова
Старший научный сотрудник сектора «Летний дворец и Домик Петра I» Русского музея

Лекция посвящена уникальному памятнику архитектуры раннего периода строительства Санкт-Петербурга. В 2004 году домик Петра I стал частью Русского музея, в здании и на прилегающей к нему территории начались реставрационные работы. Зрители познакомятся с историей этой реликвии петербургской архитектуры, узнают, как сохраняли домик на протяжении трех столетий, какая экспозиция располагается здесь сегодня и какие принадлежащие Петру I предметы могут увидеть посетители.
Летний дворец Петра I, расположенный на территории Летнего сада, вошел в состав Русского музея в 2004 году. За свою трехвековую историю дворец успел сменить нескольких владельцев, однако архитектурный облик и планировка здания, а также многие детали его внутреннего убранства сохранились до наших дней. Фильм рассказывает об осуществленной в 2015 – 2017 годах комплексной реставрации дворца, которой предшествовала кропотливая работа историков и искусствоведов.
Мастерская реставрации живописи смешанных техник является, по сути, экспериментальным подразделением, которое занимается реставрацией произведений искусства, выходящих за рамки традиционной схемы — живопись на холсте. В фильме рассказывается о реставрации нескольких экспонатов из коллекции Русского музея — миниатюры «Поклонение волхвов» Сийского Евангелия XIV в., одного из произведений Александры Экстер, «Портрета Е. П. Олив» Валентина Серова и шитого иконостаса XVIII века.
Коллекция Русского музея включает свыше 6700 рам, выполненных в различных техниках и материалах и представляющих практически все стилевые направления XVIII-XX веков. Зрители узнают, как реставрировались авторские рамы, созданные по эскизам Василия Верещагина, и как проходила реставрация рам к знаковым произведениям из коллекции Русского музея - «Девятый вал» Ивана Айвазовского и «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» Генриха Семирадского. Сотрудники мастерской знакомят зрителей с особенностями технологии монтировочных работ и рассказывают о секретах изготовления «выездного» багета для произведений, которые отправляются на выставки за пределы музея.
Мастерская реставрации современных арт-объектов была открыта в 2005 году специально для работы с коллекцией Музея Людвига в Русском музее и с произведениями современных художников, созданными в нестандартной технике и из «немузейных» материалов. Фильм рассказывает о восстановлении некоторых арт-объектов из фонда отдела новейших течений Русского музея, в частности - о реставрации работы Николая Рыгаля «Мелодия выжженой земли. III». 
Made on
Tilda